Владимир Осетинский (i_i_samovar) wrote,
Владимир Осетинский
i_i_samovar

Categories:

Про Помпеи, фаллосы и маркиза де Сада

В декабре в Мюнхене пошли на выставку, посвященную Помпеям. Как точно сказал мой товарищ, там было по теме всё, кроме картины Брюллова. Фрески, напольные мозаики, статуи, макеты домов, доспехи гладиаторов. В одном из помещений – слепки тел погибших (помпейцы погибли оттого, что были засыпаны и сожжены раскаленным вуланическим пеплом. Слепки удалось сделать, залив гипсом пустоты, оставшиеся в слое окаменевшего пепла; зрелище довольно страшное). И даже показывают документальный фильм, зафиксировавший извержение Везувия: поднявшийся над вулканом огромный гриб, похожий на ядерный, потоки лавы и рыбу, сварившуюся в море. Оказывается, после катастрофы 79 года он просыпался еще несколько раз. Последнее извержение, 1944 года, удалось снять на пленку.
Один из главных героев выставки – фаллос. В первом зале – портрет помпейца, стоявший на его вилле: бронзовый бюст на высоком мраморном постаменте; спереди к постаменту – на соответствующей высоте – прикреплены бронзовые пенис с мошонкой. Это герма, для римского глаза в этой композиции не было ничего необычного, но меня этот неожиданно торчащий член ошарашил. Прикол еще и в том, что римские лица неотличимы от физиономий наших современников (я когда-то написал об этом тут, рассказывая о мюнхенской Глиптотеке). Все это делает композицию очень похожей на объекты современного искусства. Можно вообразить такую – с пенисом – скульптуру, скажем, Пушкина или, на худой конец, Азарова.
В другом зале – бронзовая статуэтка гладиатора, сражающегося с собственным фаллосом: огромный, длиннейший член, загибаясь кверху и назад, превращается в жуткого дракона и нападает на хозяина. «Такая вот метафора, дружок», - как сказал по другому поводу Кибиров.
В комментарии, прилагаемом к статуэтке, пишут, что гладиаторы считались воплощением эротичности, образом мужской силы. О том, какие неприятности могут принести человеку неутомимый член и неуемная похоть, смотри Катулла, стихотворение 15.

И себя, и любовь свою, Аврелий,
Поручаю тебе. Прошу о малом:
Если сам ты когда-нибудь пленялся
Чем-нибудь незапятнанным и чистым,
Соблюди моего юнца невинность!
Говорю не о черни, опасаюсь
Я не тех, что на форуме толкутся,
Где у каждого есть свои заботы, —
Нет, тебя я боюсь, мне хрен твой страшен,
И дурным, и хорошим, всем опасный.
В ход пускай его, где и как захочешь,
Только выглянет он, готовый к бою,
Лишь юнца моего не тронь — смиренна
Эта просьба. Но если дурь больная
До того доведет тебя, негодный,
Что посмеешь на нас закинуть сети, —
Ой! Постигнет тебя презлая участь:
Раскорячут тебя, и без помехи
Хрен воткнется в тебя и ерш вопьется.

Хит выставки – скульптура, которую мариз де Сад назвал «самым прекрасным, самым завершенным произведением искусства»: Пан, овладевающий козой. Слова Сада кураторы написали большими буковками прямо на стене; публика скульптуру огибает и старательно отводит глаза. (Взрослая публика; дети, бродящие по выставке с аудиогидами, ее просто не замечают). Вещь в самом деле очень выразительная. Динамичная и сделанная предельно реалистично, со всякими анатомическими подробностями. Пышущий похотью Пан вставляет нежной, лохматой и бородатой козе, причем не в коленно-локтевой позе, что было бы ожидаемо, а в миссионерской.
Насколько я понимаю, для римлян с их свободным отношением к любым формам секса в этой штуке не было ничего зашкаливающего. Пану такие игры положены были по профессии; да и вообще боги резвились по-всякому, известны и другие римские изображения такого рода. Известно и то, что в Риме были приняты публичные представления, включавшие сцены реального секса между людьми и специально обученными животными (вроде сцены из «Золотого осла» Апулея). Зашкаливала она для Сада. Я вот подумал, нетрудно понять, что в этой вещи так его восхитило. Не только ведь ее формальное совершенство. Это вообще интересно: попробовать увидеть текст одной культуры глазами другой. Надо полагать, он увидел в ней образ, воплощающий его философию наслаждения: секс, освобожденный от любви (характерно ведь это расчеловечивание «объекта») и ищущий экстремального и неизведанного; наслаждение – в преступании любых запретов, понятых как «предрассудки»; острое наслаждение от подавления жертвы и проч.
Вот здесь выложена ее фотография: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fc/MuseoArchNapoliGSpancapra3122.jpg/800px-MuseoArchNapoliGSpancapra3122.jpg
Tags: Германия, Мюнхен, Рим
Subscribe

  • Про непорочное зачатие

    Это тимпан одного из порталов капеллы Девы Марии в Вюрцберге. Мне страшно понравился младенцепровод от уст Саваофа к левому уху Марии. Подумал, это…

  • Саша Вальтц

    Хотел написать о выставке Саши Вальтц в Карлсруэ, которая нам страшно понравилась, но быстро понял, что ни фига не получается (получается неинтересно…

  • По дороге

    Мы ехали из Мюнхена на поезде. Напротив меня сидела немка лет сорока и увлеченно читала книжку в бумажном переплете. Перед тем как выходить, она…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments