Владимир Осетинский (i_i_samovar) wrote,
Владимир Осетинский
i_i_samovar

Category:

моя программа

Вот, камрады, ветераны-очаговцы и примкнувшие, а также френды из сочувствующих, делаю то, о чём договорились. Вот список текстов, которые мы сейчас читаем с пионерами 6 – 11 классов. Это редакция прошлого года: еще с Илиадой:)  (Примем компромисс: Илиаду детям подробно перескажу, особо выделяя те места, которые вызывали у нас с вами бурные обсуждения, и прочту с ними 22 песнь, ту, что о поединке Ахиллеса и Гектора). Новая программа для 7-го класса пока в стадии эксперимента и проверки; потом напишу, как получилось. Хочу попробовать в 7-ом совместить две составляющие: эпические сказания о героях (от эпоса о Гильгамеше до Властелина колец) и литературу Древней Греции. Ща читаем Гильгамеша (так же замедленно и с такими же обсуждениями, как с вами читали Илиаду), пока получается классно.
Кроме того, мне интересно попробовать изменить место некоторых текстов в программе: хочу Царя Эдипа, ту часть Поэтики Аристотеля, в которой речь идёт о трагедии, и Гамлета передвинуть в 10 класс. Кроме прочего, это было бы новым обращением к античному «голосу» и началам Нового времени на, так-сать, новых витках спирали.
В общем, принцип построения программы остаётся примерно прежним: начиная с 7-го класса, последовательная встреча и диалог с произведениями и жанрами разных исторических культур, понятыми как их высказывания, обращенными к современному читателю («послание в бутылке, брошенное в океан времени в надежде на провиденциального собеседника»).
Произведений в программе немного – чтоб можно было их медленно, внимательно читать и обсуждать. Поэтому не мучайте меня вопросами, почему – особенно из литературы ХХ века – нет тех-то и тех-то замечательных вещей. По кочану (в смысле, потому шо нельзя объять необъятное). По этой же причине в программе 11 класса есть только один роман (напомню, пионерам еще и к поступлению надо готовиться, а не только книжки читать). И поэтому же список, увы, ограничен почти только западной литературой. Наконец, меньше всего меня интересует «история литературы», её развитие, важные «литературные памятники», «как же без этого» и проч. Я включил те тексты и жанры,
- которые, по опыту, задевают многих пионеров (сами тексты и/или наш разговор о них), оказываются интересны им и актуальны;
- и которые, как мне кажется, в максимальной степени выражают соответствующую историческую культуру. Лучше сказать, историческая культура осуществляется в них (так, Рим осуществляет себя – для нас – в Энеиде и стихах Катулла, в самом напряжении, возникающем между ними и тревожащим нашу мысль).
По-прежнему будем много сочинять в этих жанрах: сказки, мифы, заклинания, «Очагиаду», маленькие трагедии, ораторские речи, exempla, новеллы, баллады и т.д.
Оговорю, некоторые книжки из названных в программе нередко прочесть не успеваем. К примеру, редко успеваем греческих лириков в 7 классе, Нибелунгов в 8-ом и почти никогда – стихи Рембо в 10-ом. Шо делать, я не хочу комкать разговоры только для того, чтобы успеть всё прочесть. И еще: в программе есть несколько книг, которые мы не читаем, просто я показываю, как они устроены: Орестея Эсхила, История моих бедствий Абеляра, Жизнь и мнения Тристрама Шенди Стерна и Улисс Джойса.
Мне важны и интересны ваши замечания и воспоминания. Я уже писал раньше в комменте: не обещаю выполнить все ваши пожелания, но обещаю очень внимательно к ним прислушаться. И очень любопытно, какие тексты вам запомнились больше других. Оставляйте комменты или в фейсбуке, или прямо здесь.

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

6 КЛАСС
РОЖДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
 
I. Волшебная сказка и открытия В. Проппа 
1.Строение волшебной сказки
2.Исторические корни волшебной сказки  

II. Архаические мифы
1. Мифы о первопредках
2. Этиологические мифы

III. Приключенческий роман и волшебная сказка
1. Р. Л. Стивенсон. Остров сокровищ


IV. Рождение поэзии
1. Заклинания
2. Заумь. Песни ведьм.
- В. Хлебников. Заклинание смехом

III. Мифы и эпос Древнего Востока
1. Космогонический эпос. “Энума элиш” («Когда вверху...»)      
2. Героический эпос. “О все видавшем...”  (Эпос о Гильгамеше)
3. Библейские сказания (1-3 главы Книги Бытия )

7  КЛАСС
ЛИТЕРАТУРА  ДРЕВНЕЙ  ГРЕЦИИ

I. Эпос
1. Героический эпос. Гомер. Илиада
2. Эпос и волшебная сказка. Гомер. Одиссея
3. Пародийный эпос. Батрахомиомахия   ( “Война мышей и лягушек” )  

II. Эпос и фэнтези
1. Дж. Р. Толкин. Властелин колец (часть первая).

III. Лирика архаики
1.Элегии Калина, Тиртея и Феогнида.
2. Ямбы Архилоха

IV. Риторика
1. Искусство красноречия.
2. Аристотель. Риторика

V. Трагедия
1.Театр в Афинах. Происхождение и структура трагедии.
          - «Орестея» Эсхила.
2. Софокл. Царь Эдип

VI. Философия искусства
1. Платон. Ион
2. Платон. Учение об эйдосах
3. Аристотель. Поэтика



8 КЛАСС
ЛИТЕРАТУРА  РИМА.  ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Часть 1.  Литература Рима

I. Рождение литературы Рима
           
1. Введение
2. Римская ораторская проза. Марк Туллий Цицерон.
- Ф. Тютчев. Цицерон

II. Любовная лирика
Гай Валерий Катулл.
- Катулл и Сапфо

III. Героический эпос
Публий Вергилий Марон. «Энеида»

IV. Элегия
Публий Овидий Назон. Tristia

Часть 2. Библия

1. Введение
I. Ветхий Завет и Новый Завет
1. Библейские сказания.
2. Книга Пророка Ионы. 
          - А. Пушкин. Пророк.
3. Евангелие от Матфея

II. Роман-притча ХХ века
1. У. Голдинг. Повелитель мух


Часть 3. Литература средних веков

I. Словесность клириков
1. Жития святых. Житие и деяния человека Божьего Алексия
2. Искусство проповеди. Exempla («примеры»)
3. Средневековый университет. «История моих бедствий» Петра Абеляра
4.  Поэзия  вагантов

II. Словесность рыцарского сословия
1.Куртуазная лирика. Поэзия трубадуров
2. Рыцарский роман.  Вольфрам фон Эшенбах.  Парцифаль
3. Героический эпос. Песнь о нибелунгах



9 КЛАСС
ЛИТЕРАТУРА  ЭПОХИ  ВОЗРОЖДЕНИЯ

Часть I. Начала
1. Данте Алигьери. Божественная комедия. Ад

Часть II. Словесность итальянских гуманистов
1. Гуманисты и гуманизм
2. Ф. Петрарка. Сонеты.
          - Т. Кибиров. 20 сонетов к Саше Запоевой
3. Дж. Боккаччо.  Декамерон

Часть III. Средние века и Возрождение
1.  Ф. Вийон.  Баллады
2. Франсуа Рабле и карнавальная культура

Часть IV. Рождение  Нового  времени
1. У. Шекспир.
- Сонеты
- «Ромео и Джульетта»
- «Двенадцатая ночь»
-  «Гамлет»


10 КЛАСС
ЛИТЕРАТУРА  НОВОГО  ВРЕМЕНИ  (XVIIXIX ВЕКА)

Часть I. Начала
1. М. Сервантес.  Дон Кихот             

Часть II. Литература XVII в. Классицизм и барокко
1. Н. Буало. Искусство поэзии
3. Ж. Расин. Федра
4. Ж.- Б. Мольер. Тартюф

Часть III. Литература XVIII в. Просвещение

1. Вольтер и философия Просвещения.
2. П.– О.Бомарше. Женитьба  Фигаро
3. Просвещение и сентиментализм. «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Л. Стерна


Часть IV
1. И. В. Гете.  «Фауст» ( Часть I)

Часть V. Романтизм
1. Эстетическая философия романтизма. Новалис.  «Фрагменты»
2. Э. Т. А. Гофман.  Песочный человек
3. Э. По. Падение дома Ашеров

Часть VI. Рождение новой поэзии
1. Ш. Бодлер.  Цветы зла

Часть VII. Реализм
1. Эстетическая философия реализма
2. Г. Флобер. Госпожа Бовари

Часть VIII. Символизм
1. П. Верлен и А. Рембо. Лирика

11 КЛАСС
ЛИТЕРАТУРА  ХХ  ВЕКА

I. Начала
1. Литература ХХ века.  Введение в контекст
2. Ф. Кафка. Превращение
3. Г. Аполлинер. Лирика
4. Дж. Джойс. Улисс 
5. В. Шкловский. Искусство как прием

II. Литература первой половины ХХ века
1. Литература авангарда. Дадаизм. Сюрреализм
2. Ф. Гарсиа Лорка. Лирика
3. Акутагава Рюноске. В чаще
4. У. Фолкнер. Роза для Эмили. Засушливый сентябрь
5. Т. С. Элиот. Паломничество волхвов

III.Литература середины и второй половины века
1. Дж. Оруэлл. 1984
2. Театр абсурда. Э. Ионеско. Лысая певица. Носороги
3. П. Целан. «Фуга смерти»
4. Р. Якобсон. Лингвистика и поэтика
5. Р. Фрост, У.Х. Оден. Лирика
6. Дж. Д. Сэлинджер. Хорошо ловится рыбка - бананка. Выше стропила, плотники                                              
7. Контркультура. А. Гинзберг. Лирика
8. Х. Кортасар. Новеллы
9. Х. Л. Борхес. Новеллы
Tags: ОЧАГ
Subscribe

  • Время - это дерево

    Оказывается, и от фейсбука есть польза. Недавно natka_doma, дочка которой учится у нас в 6 классе, сделала такую запись: « У…

  • Суд над Орестом

    Сегодня в 7-А и 7-Б судили эсхиловского Ореста :). Интересно было! Хотите с нами? Вот вы бы какой камушек положили, черный или белый (и почему)? Если…

  • (no subject)

    Ответы на вопросы олимпиады 1. Мы были там, - мне страшно этих строк, - Где тени в недрах ледяного слоя Сквозят глубоко, как в стекле сучок.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments