самовар

Лица

самовар

"Из десятка девять убей, а десятого представь.". Кантонисты, свидетельство третье

Оригинал взят у demian123 в "Из десятка девять убей, а десятого представь.". Кантонисты, свидетельство третье
Начало - здесь: http://demian123.livejournal.com/249489.html

Свидетельство третье:

А.И.Герцен, «Былое и думы»,
глава XIII:

«..Пожилых лет, небольшой ростом офицер, с лицом, выражавшим много перенесенных забот, мелких нужд, страха перед начальством, встретил меня со всем радушием мертвящей скуки. Это был один из тех недальних, добродушных служак, тянувший лет двадцать пять свою лямку и затянувшийся, без рассуждений, без повышений, в том роде, как служат старые лошади, полагая, вероятно, что так и надобно на рассвете надеть хомут и что-нибудь тащить.,
— Кого и куда вы ведете?
— И не спрашивайте, индо сердце надрывается; ну, да про то знают першие, наше дело исполнять приказания, не мы в ответе; а по-человеческому некрасиво.
— Да в чем дело-то?
— Видите, набрали ораву проклятых жиденят с восьми-девятилетнего возраста. Во флот, что ли, набирают — не знаю. Сначала было их велели гнать в Пермь, да вышла перемена, гоним в Казань. Я их принял верст за. сто; офицер, что сдавал, говорил: «Беда да и только, треть осталась на дороге» (и офицер показал пальцем в землю). Половина не дойдет до назначения, — прибавил он.
— Повальные болезни, что ли? — спросил я, потрясенный до внутренности. (235)
— Нет, не то, чтоб повальные, а так, мрут, как мухи; жиденок, знаете, эдакой чахлый, тщедушный, словно кошка ободранная, не привык часов десять месить грязь да есть сухари — опять чужие люди, ни отца, ни матери, «и баловства; ну, покашляет, покашляет да и в Могилев. И скажите, сделайте милость, что это им далось, что можно с ребятишками делать?
Я молчал,
— Вы когда выступаете?
— Да пора бы давно, дождь был уже больно силен… Эй ты, служба, вели-ка мелюзгу собрать!
Привели малюток и построили в правильный фронт; это было одно из самых ужасных зрелищ, которые я видал, — бедные, бедные дети! Мальчики двенадцати, тринадцати лет еще кой-как держались, но малютки восьми, десяти лет… Ни одна черная кисть не вызовет такого ужаса на холст.
Бледные, изнуренные, с испуганным видом, стояли они в неловких, толстых солдатских шинелях с стоячим воротником, обращая какой-то беспомощный, жалостный взгляд на гарнизонных солдат, грубо ровнявших их; белые губы, синие круги под глазами — показывали лихорадку или озноб. И эти больные дети без уходу, без ласки, обдуваемые ветром, который беспрепятственно дует с Ледовитого моря, шли в могилу.
И притом заметьте, что их вел добряк-офицер, которому явно было жаль детей. Ну, а если б попался военно-политический эконом?
Я взял офицера за руку и, сказав: «поберегите их», бросился в коляску; мне хотелось рыдать, я чувствовал, что не удержусь…
Какие чудовищные преступления безвестно схоронены в архивах злодейского, безнравственного царствования Николая! Мы к ним привыкли, они делались обыденно, делались как ни в чем не бывало, никем не замеченные, потерянные за страшной далью, беззвучно заморенные в немых канцелярских омутах или задержанные полицейской цензурой.»

(http://www.e-reading.biz/chapter.php/144257/26/Gercen_-_Byloe_i_dumy_%28Avtobiograficheskoe_sochinenie%29.html)

самовар

В ОРКЕСТРОВОЙ ЯМЕ ЖДАЛИ ЛЮДИ В ШТАТСКОМ

Оригинал взят у tarnegolet в В ОРКЕСТРОВОЙ ЯМЕ ЖДАЛИ ЛЮДИ В ШТАТСКОМ
Это написано очень просто и очень страшно. Изнутри времени. Не могу не сохранить у себя.

Оригинал взят у ligrin

Олег Дорман записал воспоминания дирижёра Рудольфа Баршая.
3 сентября 2013 года, сайт http://lenta.ru/



Рудольф Баршай.
Фото Валерия Генде-Роте /ИТАР-ТАСС.


В начале октября в издательстве Corpus выходит книга «Нота» — монологи выдающегося советского дирижера и альтиста Рудольфа Баршая, ученика Шостаковича, друга Ойстраха, Гилельса и Ростроповича, основателя Московского камерного оркестра. Автобиографию Баршая записал кинематографист Олег Дорман, автор знаменитого «Подстрочника» о жизни Лилианны Лунгиной. Съемки телефильма «Нота» проходили в начале осени 2010 года в Швейцарии, где более 20 лет жил Баршай; в ноябре того же года 86-летний дирижер умер. Сейчас его прямая речь впервые издается полностью — в виде книги. «В совокупности это — беспрецедентная картина советской музыкальной жизни. И одновременно — волнующий автопортрет одного из ведущих ее творцов», — пишет в предисловии Соломон Волков. «Лента.ру» публикует 23-ю главу «Ноты».
---------------------------------------------------------------------

Как-то раз, подходя к Большому, я обратил внимание, как много вокруг театра милиционеров. Стояли заборчики, и людей с музыкальными инструментами проверяли люди в военной форме. Меня тоже военный остановил, отдал честь. «Что в чемодане?» Я говорю: альт.

— Не понял.
— Ну, виола.
— Это что?
— Скрипка такая большая.
— Откройте, пожалуйста.

Я открыл.

— Ясно. Куда направляетесь?
— В Большой театр.
— Участвуете в мероприятии?
— В оркестре работаю.
— Проходите.

В Большой нередко ходили крупные государственные чиновники, и нас часто проверяли. Любопытно было, кто пожалует на этот раз.

На проходной тоже милиционеры, и снова проверка инструментов. Проверяли уже двое. Один нашел у меня в футляре сурдинку.

— Это что?
— Сурдинка.
— С какой целью проносите?

Я надел сурдинку на струны.

— Это зачем?
— Звук глуше, она придает некоторую окраску. Вот смотрите. — Провел смычком с сурдинкой, потом снял, провел без. Они переглянулись. Слышу, у меня за спиной, кто-то на валторне заиграл. Проверяют, нет ли чего внутри, наверное.

— А вот это?

Смотрю, второй держит мою металлическую коробочку для канифоли.

— Канифоль.
— Паяете?

Я открыл коробочку, провел канифолью по смычку.

— Улучшает скольжение.
— Спасибо. Проходите.

В оркестровой яме нас ждали люди в штатском. Они не смотрели ни в зал, ни на сцену: только на музыкантов.Collapse )
самовар

Шоб помнили

Вчера обнаружил любопытнейшую книжку: пересказ библейских сказаний для детей, сделанный К. Чуковским; называется «Вавилонская башня и другие древние легенды». Она была подготовлена к печати в конце 1960-х, но тогда так и не вышла, зарезали, ее издали только в 1988. Страшно интересно следить, с какой виртуозностью Чуковский играет в игру, правила которой становятся очевидны на первых же страницах: нужно пересказать библейские сюжеты, ни разу не упомянув запретные слова: «евреи», «Израиль», «Иерусалим» и «Бог».
Вот как рассказать историю Моисея, избежав библейского выражения «сыны Израилевы»? Чуковский заменяет его на слово «рабы»: «В Египте властвовал злой фараон. У него было много рабов. День и ночь работали они на фараона». «Не мог веселиться Моисей, видя, как мучаются рабы». «И задумал Моисей освободить рабов, увести их с собой из Египта».
Слова «Иерусалим» избежать еще проще: «Вот рассказали Навуходоносору, что есть на свете такой город, где в древние времена, еще при мудром царе Соломоне, построили великолепный дворец».
Бога пришлось просто аннулировать: «Сорок дней не было Моисея. Он писал на каменных плитах законы». Давид говорит Голиафу: «Не с мечом я иду и не со щитом, а иду я с именем моего народа в сердце».
Такой вот Оруэлл.
Но есть и в самом деле веселое место – в рассказе о Вавилонской башне и смешении языков:
«И по всему Вавилону раздаются слова, понятные одним и непонятные другим.
- Виндадоры!
- Маракири!
- Бобэоби!
- Дзын!»
Привет юности и Хлебникову. Маленькие шалости в нашей камере позволялись.
 
самовар

Птица или рыба?

Нукурийцы – народ полинезийского происхождения, живущий на изолированном атолле в Тихом океане. На атолле нет млекопитающих, кроме людей и крыс; всех животных нукурийцы делят на два больших класса: птицы и рыбы. То, что не имеет шерсти, покрыто слизью и плавает внизу – рыбы. То, что покрыто шерстью или пухом и живет над водой – птицы. Крыс нукурийцы относят к птицам; еще они знают собак, называют их «птицы, кусающие людей». А крокодилов – «рыбы, кусающие людей».
Вопрос о том, к какому классу относится человек, полинезийцы решали по-разному. На Маркизских островах полагали, что человек – это рыба. Людей подвешивали на крюках и ели сырыми (сырой есть можно только рыбу). На других островах считали, что птица, людей убивали и готовили в земляной печи.
Отсюда: http://postnauka.ru/video/13154
самовар

Как я провел этим летом. Part II. Амстердам

 В Амстердаме мы жили на улице королевы Вильгельмины, в доме с немыслимо узкой и крутой винтовой деревянной лестницей, в десяти минутах ходьбы от Museum-plein, площади музеев, и прямо рядом с Вондел паркомCollapse )
самовар

Как я провел этим летом. Part I. Нормандия и Бретань

Ну вот, камарады, как и обещал, рассказываю о наших летних радостях. В июне нам снова удалось побывать на Арт-Базеле; это колоссальная выставка современного искусства, в которой участвуют несколько сотен лучших галерей мира. Буржуи там покупают «арт-объекты», а прочий народ смотрит, чего сейчас происходит в Contemporary art. Два года назад, когда мы попали туда впервые, я рассказывал в ЖЖ, как эта выставка устроена. Как и в прошлый раз, мы успели посмотреть только небольшую часть, но то, что видели, было очень интересно. Путно описать у меня вряд ли получится, вот вам лучше ссылка на видео: тут немного и не очень хорошо, но все-таки.
А главное, благодаря нашим израильским друзьям Ане и Марику, которые все организовали и взяли машину напрокат, мы были в Нормандии и Бретани. Сбылась мечта идиота! Попробую обо всем по порядку. Если хватит сил, читайте, а нет, тоже не страшно: зато сам все запомню. )
Collapse )

 
самовар

Про Стрекозу и Муравья

Выготский в «Психологии искусства», ссылаясь на исследования середины XIX века, писал, что все сочувствие детей, читающих крыловских «Стрекозу и Муравья», было на стороне Стрекозы. Мы с Леной подумали, интересно проверить, так ли это у нынешних детей. Договорились, что она задаст этот вопрос маленьким, шестилеткам, а я спрошу у пионеров 8 класса (13 – 14 лет). Лена встретится с малышами в следующую среду, а я готов удовлетворить ваше любопытство уже сегодня.
Для чистоты эксперимента я не читал басню вслух, чтоб не сбивать детей своей интонацией, просто раздал группе восьмиклассников тексты и попросил их 1) написать, о чем эта басня, 2) коротко описать характеры обоих персонажей и 3) ответить, кто из персонажей вызывает у них бОльшую симпатию и почему.
«Идею» басни все они понимают сходно и вполне адекватно, не буду останавливаться на этом. Приведу их ответы на 2 и 3 вопросы. Я забыл, честно говоря, спросить детей, можно ли называть их имена, поэтому обозначу их буквами.

Collapse )